Расчет по страховым взносам с 2017 года подается в налоговую инспекцию, т.к. с 01.01.2017 г. администратором направляемых страхователями сумм в бюджет стала ФНС (только по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний по-прежнему следует отчитываться в ФСС). В связи с изменением регламента перечисления взносов и обновлением правовой базы возникла необходимость внесения корректировок в отчетность. ФНС ввела новый вид отчетности по страховым взносам – «Расчет по страховым взносам» (приказ от 10.10.2016 г. № ММВ-7-11/551@). Этот расчет заменил собой предыдущие формы отчетности в Пенсионный фонд и соцстрах (в т.ч. формы: РСВ-1 по взносам на ОМС и ПФР, РСВ-2, сдаваемую главами КФХ, и 4-ФСС по взносам на случай болезни и материнства). Рассмотрим, нужно ли подавать данную форму ИП, не имеющим работников.
Расчет по страховым взносам ИП без работников
Плательщиками страхвзносов могут быть две категории субъектов хозяйствования (ст. 419 НК РФ):
юридические лица и частные предприниматели, а также граждане, которые производят выплату доходов в пользу физических лиц по договорам трудового характера, соглашениям ГПХ;
ИП, не использующие наемный труд, а также адвокаты, нотариусы и другие специалисты, занимающиеся частной практикой, которые работают без привлечения третьих лиц и платят взносы только за себя.
Отчеты по исчисленным страховым взносам должны сдавать те субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчет и уплату обязательных страховых отчислений с доходов наемного персонала. К такой категории относятся все виды работодателей. Если речь идет о частном предпринимателе, который привлекает наемных работников, такой коммерсант производит уплату страховых взносов отдельно «за себя» (фиксированные взносы согласно ст. 430 НК РФ) и отдельно за наемный персонал, но в его Расчете по страхвзносам должны фигурировать только взносы по доходам работников.
Расчет по страховым взносам ИП без работников не формируют. Фиксированные взносы предпринимателя «за себя» в Расчете не отражаются, нулевая форма отчета для таких ситуаций тоже не предусмотрена. Требования некоторых подразделений ФНС по обязательной сдаче РСВ всеми субъектами предпринимательства независимо от наличия у них наемного персонала не является в полной мере легитимным. Индивидуальный предприниматель является «сам себе страхователем», но он не заключает сам с собой трудовой договор, т.е. не является сотрудником ИП.
Минфин в своих разъяснениях от 24.03.2017 г. № 03-15-07/17273 акцентировал внимание на том, что РСВ должны сдавать все субъекты хозяйствования, которые производят выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым соглашениям. Даже если в определенные периоды предприниматель не вел деятельность и не платил зарплату своим работникам, это не освобождает его от статуса работодателя. Он должен уведомить налоговый орган о фактическом отсутствии начислений при помощи своевременно сданного нулевого отчета по страховым взносам. Такой прием рекомендуется использовать для минимизации риска выставления субъекту хозяйствования штрафа по нормам п. 1 ст. 119 НК РФ за несдачу Расчета (минимальный штраф составляет 1000 руб.).
Напомним, что при заключении первого договора с наемным работником (трудового или ГПХ), ИП обязан в 30-дневный срок встать на учет в ФСС как страхователь, подав заявление и необходимые документы в территориальное отделение ФСС (ст. 6 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Предприниматели, которые никогда не были зарегистрированы в качестве страхователя-работодателя, не должны подавать нулевой отчет. Сложности возникают, если ИП значился как работодатель, а потом прекратил трудовые взаимоотношения со всеми членами персонала и стал работать один. Если с учета в качестве работодателя такой ИП не снят, ФНС вправе предъявить предпринимателю претензии о неуплате взносов и непредоставлении сведений.
Итак, если у ИП нет действующих трудовых или гражданско-правовых договоров с физлицами, и он не имеет статуса работодателя, подавать в ИФНС «Расчет по страховым взносам» он не должен.
Источник: