Независимая оценка рисков пожарной безопасности является добровольной процедурой. Она нужна для получения развернутого отчета о текущем состоянии противопожарной системы на территории предприятия, о соответствии ее действующим законодательным нормативам. Это дает возможность своевременно узнать об имеющихся недочетах и исправить их. Такая форма оценки предусмотрена пп. 2 п. 1 ст. 144 закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Проведение независимой оценки пожарного риска
Аудит в сфере пожбезопасности нужен для определения степени риска возникновения возгораний на территории субъекта хозяйствования. Процедура и правила оценки соответствия нормам пожарной безопасности регламентированы Правительством в постановлении от 07.04.2009 г. № 304. В указанный правовой акт внесены изменения правительственным Постановлением от 29.06.2018 г. № 753, новшества вступят в силу 30 декабря 2018 года. Пожарный аудит и независимая оценка риска характеризуют одну и ту же процедуру по выявлению недочетов в системе пожбезопасности специальной экспертной организацией.
Что включают нормы нового Постановления № 753:
уточняется, кто может проводить проверку – только незаинтересованные в результатах эксперты, которые имеют соответствующую аккредитацию;
основанием для оказания услуг выступает двусторонний договор, подписанный руководством предприятия-заказчика, в собственности которого находятся обследуемые активы, и экспертной организацией;
детализируются требования к экспертным организациям в сфере пожарного аудита – для трудоустроенных экспертов это место работы является основным, а в перечне видов деятельности компании значится независимая оценка рисков в области пожарной безопасности;
уточняется содержание экспертного вывода.
Экспертная организация не вправе браться за заказ, если она ранее проводила другие работы на исследуемом объекте. Нельзя заниматься самостоятельным аудитом системы пожбезопасности (по активам, принадлежащим экспертному учреждению на праве собственности).
Стоимость независимой оценки пожарного риска зависит от трудоемкости проводимых работ, местоположения проверяемых объектов.
В ходе аудита осуществляются следующие мероприятия:
анализ документации, содержащей данные об уровне пожарной опасности объекта;
обследование на месте – это необходимо для подтверждения или опровержения достоверности имеющейся информации, для выявления потенциально опасных мест, идентификации точек с наивысшим риском возникновения пожара, для сопоставления текущих условий безопасности с нормативными;
независимая оценка пожарного риска объекта может включать проведение исследований и экспертиз, расчет значения риска;
подготовка заключения, при необходимости составляются дополнения к отчету в виде рекомендаций по устранению недочетов.
Читайте также: Ответственный за пожарную безопасность в организации
Независимая оценка пожарного риска – получение заключения
Отчет эксперта может быть оформлен на бумаге или в электронном виде. В первом случае он заверяется собственноручной подписью, во втором – усиленной электронной подписью. Заключение должно быть передано собственнику обследованных активов тем способом, который оговорен в двустороннем соглашении на оказание услуг пожарного аудита.
Как указывает правительственное Постановление, независимая оценка пожарного риска должна завершаться предоставлением экспертного отчета, в котором присутствуют все обязательные элементы:
наименование организации, которая проводила аудит, ее адресные данные;
реквизиты договора, на основании которого осуществлен аудит (номер и дата документа);
регистрационные реквизиты собственника объекта, на котором проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
характеристика обследованного объекта;
информация об экспертах, принимавших участие в проверке (Ф.И.О., реквизиты действующего квалификационного удостоверения специалиста);
выводы, содержащие сведения о том, выполняются ли нормативные требования в сфере пожбезопасности, соблюдаются ли рекомендации о принятии мер по имевшимся недочетам;
подписи ответственных должностных лиц (задействованных в проверке экспертов и руководителя экспертной компании), печать.
Когда будет завершена независимая оценка пожарного риска, МЧС должно в 5-тидневный срок (исчисляется в рабочих днях) получить копию заключения экспертной организации об итогах проведенных мероприятий. Направляет документацию о проверке в госорган экспертное учреждение.
Успешно пройденная независимая оценка риска в области пожарной безопасности дает возможность избежать включения в план проверок МЧС. Визит представителей государственных органов, проверяющих систему пожбезопасности, может быть отложен до истечения срока, установленного для объектов данной категории риска, а для объектов здравоохранения, образования и соцсферы – на год и более с даты поступления экспертного заключения, то есть плановой проверки не будет, но внеплановая может быть назначена (п. 48 Регламента, утв. приказом МЧС от 30 ноября 2016 г. № 644). Важный нюанс – представители других организаций (в том числе и государственных) не вправе назначать повторные проверки для пересмотра итогов, изложенных в заключении независимого эксперта.
Источник: